Нормативные документы
Кабинета Министров Украины

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

02.03.2015 № 295/5






  Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины
04 марта 2015 г.
за № 251/26696

Об утверждении Порядка выполнения архивными учреждениями запросов юридических и физических лиц на основании архивных документов и оформление архивных справок (копий, извлечений)

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (с изменениями) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок выполнения архивными учреждениями запросов юридических и физических лиц на основании архивных документов и оформление архивных справок (копий, извлечений), который прилагается.

2. Департаменту взаимодействия с органами власти (Козловская Н.А.) подать этот приказ на государственную регистрацию в соответствии с Указом Президента Украины от 03 октября 1992 года № 493 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти».

3. Этот приказ вступает в силу с дня официального опубликования.

4. Контроль за исполнение данного приказа возложить на первого заместителя Министра Севостьянову Н.И.





Министр
П. Петренко





  УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства юстиции
Украины
02.03. 2015 г. N295/5







  Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Украины
04 марта 2015 г.
за № 251/26696

ПОРЯДОК
выполнения архивными учреждениями запросов юридических и
физических лиц на основании архивных документов и оформление
архивных справок (копий, извлечений)

І. Общие положения

1. Этот Порядок устанавливает основные требования к выполнению социально-правовых запросов юридических и физических лиц, других видов запросов, определенных подпунктом 4.2 пункта 4 раздела VI Правил работы архивных учреждений Украины, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 8 апреля 2013 № 656/5, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 10 апреля 2013 года за № 584/23116, на основании архивных документов и оформление архивных справок, копий или выписок из документов.

2. Действие этого Порядка распространяется на центральные государственные архивы, отраслевые государственные архивы, Государственный архив в Автономной Республике Крым, местные государственные архивные учреждения, архивные учреждения органов местного самоуправления, архивные подразделения государственных научных учреждений, музеев и библиотек, архивные подразделения государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций (далее — архивы).

3. Запрос физического лица может касаться самого (й) заявителя (заявительницы), лиц, находящихся на его (ее) иждивении, под опекой или попечительством, его (ее) умершей (го) супруги (супруга), близких родственников (родителей, детей, сестер, братьев, бабушки, дедушки и др.).

4. Предоставление документной информации по запросам юридических и физических лиц осуществляется путем составления и отправки информационных документов, виды которых определены подпунктом 4.3 пункта 4 раздела VI Правил работы архивных учреждений Украины, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 8 апреля 2013 № 656/5, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 10 апреля 2013 года за № 584/23116.

Все виды информационных документов предоставляются физическим или юридическим лицам с предостережением, что они не могут быть размножены (полностью или в извлечениях), другим способом тиражируемые или включенные в информационные сети, базы данных без разрешения архива, который предоставил информационные документы, или Государственной архивной службы Украины.

Информационные документы направляются физическим или юридическим лицам вместе с сопроводительным письмом.

5. График личного приема граждан доводится до сведения граждан путем размещения на информационных стендах в вестибюле архива, на официальном веб-сайте архива, публикации в средствах массовой информации.

ІІ. Порядок выполнения запросов

1. Выполнение запросов юридических и физических лиц (далее — запросы) осуществляется в сроки, установленные законодательством, и контролируется руководством архива.

Выполнение запросов в архиве организовывается при наличии в запросе наименования организации, ее местонахождение (для юридического лица), фамилии, имени, отчества, места жительства (для физического лица), темы (вопроса), хронологических рамок запрашиваемой информации.

2. Запросы рассматриваются руководством архива, направляются на исполнение в соответствующее структурное подразделение или непосредственно исполнителю и выполняются на основании оригиналов документов и печатных изданий, которые хранятся в архиве.

3. Во время выполнения архивом повторных запросов проверяется соответствие содержания ранее выданной архивной справки сведениям, котрые есть в документах, и в случае обнаружения дополнительных сведений архив включает их к содержанию архивной справки, которая будет выдаваться повторно.

ІІІ. Оформление архивных справок, копий и извлечений

1. Архивные справки о подтверждении трудового стажа оформляются только за тот период работы, сведения о котором есть в документах архива. При этом указывается точное название должности, которую занимало физическое лицо, и период работы на этой должности. Сведения о работе в различных учреждениях предоставляются в одной справке.

Основанием для оформления архивной справки о подтверждении трудового стажа есть приказы (при отсутствии приказов по личному составу могут быть использованы приказы по основной деятельности), лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и другие документы, которые содержат отметки о периодах работы.

Имеющиеся в личных делах листы по учету кадров, анкеты, автобиографии, собственноручно заполненные физическим лицом, на которых отсутствуют отметки отдела кадров о проверке приведенных в них сведений по оригиналам документов или справками, не могут быть основанием для оформления архивных справок о подтверждении трудового стажа.

2. К архивной справке для назначения пенсии или перерасчета пенсии включаются сведения, котрые определенны Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25 ноября 2005 года № 22-1, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2005 года под № 1566/11846 (в редакции постановления правления Пенсионного фонда Украины от 7 июля 2014 № 13-1).

Архивная справка о заработной плате оформляется на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о начисленной и уплаченной заработной платы.

Размер заработной платы в архивной справке отмечается в денежных единицах, действовавших в период, за который истребуется информация. Данные указываются отдельно за каждый месяц конкретного года. Расчет среднемесячного и среднегодового заработка архивом не проводится.

В случаях, когда архив не имеет возможности выдать архивную справку о заработной плате с расшифровкой выплаченных сумм по видам заработка, он выдает архивную справку, которая соответствует данным, имеющимся в архивных фондах.

Выписки из штатного расписания о должностном окладе, профсоюзные билеты, билеты партий и движений, общественных объединений, показания свидетелей не могут быть основанием для оформления архивных справок о заработной плате.

3. Архивные справки о военной службе, в том числе в составе действующей армии в период боевых действий, при выполнении интернационального долга, оформляются отраслевым государственным архивом Министерства обороны Украины и территориальными архивными отделами отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины.

4. Основанием для оформления архивных справок об образовании есть сведения о периодах обучения и окончания учебного заведения по месту обучения.

При отсутствии в документах архива сведений об окончании учебного заведения в архивной справке указывается информация о продолжительности обучения в учебном заведении в соответствующие годы, окончание полного учебного периода (курса, класса) или отдельных его этапов.

Учитывая содержание запроса, архивная справка об образовании может содержать сведения из документа об образовании и из приложения к нему.

Сведения об обучении в разных заведениях предоставляются в одной справке.

5. К архивной справке об участии в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС включаются сведения о воинской части, в составе которой физическое лицо принимало участие в ликвидации аварии, населенный пункт или объект, где лицом проводились работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, период (периоды) работы или жительства на этих территориях, другие имеющиеся в документах сведения.

6. Основанием для оформления архивных справок о награждении есть списки награжденных, официально утвержденные государственными органами, а также приказы и списки, подписанные руководителем юридического лица, ссылающиеся на соответствующий приказ.

7. Основанием для оформления архивных справок о несчастных случаях на производстве, лечения являются акты о несчастных случаях, книги учета и регистрации аварий, катастроф, несчастных случаев и документы по расследованию их причин.

8. Архивные справки, копии и выписки (изготовленные средствами печати) оформляются на бланке архива с указанием названия документа («Архивная справка», «Архивная копия», «Архивное извлечение»), удостоверяются подписью руководителя архива (архивные справки — также подписью начальника соответствующего структурного подразделения ) и гербовой печатью архива.

На период отсутствия начальника соответствующего структурного подразделения архивные справки подписывает работник архива, на которого возложено исполнение обязанностей начальника.

9. Текст архивных справок должен отвечать сути запроса и не должен содержать лишних слов. При вмещении в архивную справку выдержек из документов они обязательно берутся в кавычки. Наименование организации (учреждения, предприятия), в которой работало или училось физическое лицо, в тексте архивной справки приводится полностью, при повторных упоминаниях допускается использование официальных сокращений. Если наименование организации (учреждения, предприятия) менялось, в архивной справке указывается только наименование, которое было в тот период, о котором идет речь в запросе.

10. Несоответствие отдельных сведений, содержащихся в документах архива, данным, изложенным в запросе, не может быть препятствием для внесения их в текст архивной справки, если другая документная информация не оставляет сомнения в тождественности лица или определенных фактов.

11. Фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого запрашивается информация, подаются согласно архивным документам. Разночтения, несоответствие их написания в запросе и в архивных документах обозначаются словами «так в документах».

12. В тексте архивной справки применяется словесно-цифровой способ указания дат с проставлением нуля в обозначении дня месяца, если он содержит одну цифру, например: 05 апреля 1949 года.

13. В тексте архивных справок не разрешается делать исправления, не допускаются комментарии и собственные выводы исполнителя.

14. Разъяснение относительно выявленных в документах сведений, объяснения к документам, в отношении которых есть сомнения в их достоверности, неразборчиво написанных, исправленных автором, поврежденных (утраченный текст), излагаются в справке после указания поисковых данных или в сопроводительном письме.

15. Если архивная справка по объективным причинам является неполной ответом на запрос, текст архивной справки заканчивается словами «Других сведений не обнаружено».

16. После текста архивной справки помещаются поисковые данные документов, послуживших основанием для ее составления (номера фонда, описи, дела, листов), или название документа, являющегося основанием для выдачи архивной справки.

В архивных копиях / выдержках, изготовленных средствами печати, поисковые данные приводятся после текста, в изготовленных фото- или электрографическим способом — на обороте каждого листа.

17. Если текст архивной справки не умещается на лицевой стороне бланка, он переносится на обратную сторону. Архивная справка, объем которой составляет два и более листов, должна быть прошита способом, что делает невозможным ее разъединения без нарушения целостности. Количество прошитых листов скрепляется подписью лица, выдавшего архивную справку, и печатью, а место соединения листов обязательно удостоверяется гербовой печатью архива. В архивных копиях, изготовленных средствами печати, удостоверяющие надписи и гербовая печать размещаются на обороте каждого листа, в архивных копиях, изготовленных фото- или электрографическим способом — на обороте последнего листа.

18. Архивная справка оформляется на государственном языке, должна иметь регистрационный номер и дату оформления. Копия архивной справки удостоверяется исполнителем и остается в соответствующем делопроизводственном деле архива.

19. Архивные копии и выписки оформляются в том же порядке, как и архивные справки. В архивном извлечении название оригинала документа, его номер и дата указываются полностью, текст извлечения оформляется на языке оригинала документа. Архивные выдержки имеют исчерпать все имеющиеся данные по запросу; пропуски в тексте отдельных слов, предложений обозначаются многоточием. В случае необходимости к тексту архивной копии / извлечения могут делаться соответствующие предостережения по неразборчиво написанных, исправленных или таких, которые не подлежат прочтению, слов, а также внешних особенностей оригинала («так в документах»).

20. Работники архива отвечают за достоверность информации, изложенной в информационных документах, и за своевременность предоставления ответов на запросы юридических и физических лиц.

21. Делопроизводство относительно выполнения запросов юридических и физических лиц ведется отдельно от общего делопроизводства архива.







Директор Департамента
взаимодействия с органами власти

Н.А. Козловская

Метричні книги

Администратор ведомственной электронной почты Государственной архивной службы Украины

Анонсы

26-28 ноября 2018 года

В 2018 году Международный совет архивов отмечает Международный день архивов под лозунгом Ежегодной конференции архивов (ALA-ICA) «Архивы: управление, память и наследие». Место проведения: г. Яунде, Камерун. Подробнее 

05 декабря 2018 года

Состоятся девятнадцатые источниковедческие чтения «Источниковедческий потенциал информационных ресурсов архивов», посвященные 100-летию со дня рождения профессора Марка Варшавчика. Место проведения: Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (г. Киев, ул. Владимирская, 60). Информационное письмо. Анкета.

Выставки онлайн