Конференция

«Модернизация государственного управления.
Внедрение технологий электронного правительства»

Сотрудники Центрального государственного электронного архива Украины приняли участие в конференции «Модернизация государственного управления. Внедрение технологий электронного правительства », проводивший ИТ-Консорциум« Intecracy Group »в помещении Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (г. Киев, ул. Прорезная, 15).

Участникам конференции были представлены новейшие технологии и разработки, рекомендованные для использования в государственном секторе, в частности системы электронного документооборота.

Как указано на официальном веб-сайте Национального агентства Украины по вопросам государственной службы: «Главная идея, которая неоднократно звучала от организаторов конференции: «Время действовать!».

Поделимся впечатлениями от мероприятия и сделаем выводы.

В целом наше впечатление от увиденного — мы посетили рекламную акцию программных продуктов. Некоторые из этих программ объединяет одно очень знакомое название — Megapolis. Ранее продукты под этим брендом предлагались на рынке программного обеспечения Украины компанией Softline. Более того, нас охватило чувство дежавю: тоже самое помещение, тот же самый модератор (Смирнов А. Ю. — теперь в должности управляющего партнера Intecracy Group), те же решения и, главное, та же маркетинговая политика. Со временем мы вспомнили, что посещали подобные мероприятия Softline, еще в 2009 году. Нам было приятно, что господин Александр Смирнов вспомнил наши встречи во время совместных совещаний между Главгосслужбой и Госкомархивом в 2010 году. Однако отношение коммерсантов к нормализации электронного документооборота за это время не изменилось. Несмотря на утверждение «Порядка работы с электронными документами и их подготовку к передаче на архивное хранение» приказом Министерства юстиции Украины от 11.11.2014 № 1886/5, зарегистрированного в Минюсте Украины 11.11.2014 за № 1421/26198, они продолжают активно агитировать государственные органы, предприятия, учреждения и организации внедрять программные средства линейки Megapolis, что не в полной мере соответствуют требованиям настоящего Порядка. Заметим, что диалога между участниками мероприятия по данному вопросу не получилось. «Проще изменить Порядок», — такой, вполне конкретный ответ, получили участники конференции от господина А. Смирнова.

Из чего можно сделать вывод, что Intecracy Group, как и раньше, призывает создать нормативно-правовую базу Украины в сфере электронного документооборота в соответствии с собственными програмными решениями, которые широко представлены в различных государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности.

Можно согласиться с такой позицией? Считаем, что нет. Ситуация с внедрением систем электронного документооборота в Украине напоминает междоусобные войны производителей программных средств за потребителей их продукции. За двадцать лет распределения рынка, в том числе в государственном секторе, потрачено немало государственных средств, что вполне устраивает производителей. Поэтому пора задуматься над экономическим эффектом от сделанных вложений.

Так, было осуществлено автоматизацию процессов делопроизводства и контроля, в отдельных коммерческих компаниях и государственных органах. Однако с уверенностью можно констатировать, что до сих пор не решено три основные проблемы:

обмен электронными документами между учреждениями, в которых внедрены различные системами электронного документооборота;

унификация общегосударственного электронного документооборота (форматы электронных документов, электронных цифровых подписей, обмена метаданными, совместимость программного обеспечения для их обработки);

приема-передача электронных документов на постоянное архивное хранение.

У нас сложилось впечатление, что Intecracy Group вполне устраивает такая ситуация. Почему? К сожалению, мы не видели конкретных решений по обозначенным проблемам. По-прежнему наблюдается упрощенный взгляд на эти вопросы, имеет ярко выраженный чисто ИТ-наклон, не учитывает не только потребность архивного дела, но и, как ни странно, и дальнейшее развитие автоматизированного переноса накопленных метаданных из одной системы электронного документооборота в другую. Эта позиция не нова не только для украинских архивистов, но и других стран мира, в том числе с развитым информационным обществом. Сокращенно эту позицию можно выразить так: «Мы создаем, что считаем нужным, а вы его сохраняете».

Архивисты предостерегают, что это приведет к значимой или полной потери электронного наследия. Точнее, архивы могут обеспечить сохранность различных информационных объектов, как им предлагается, но не смогут гарантировать обеспечение использования во времени бесконечного числа программных средств, львиная доля которых являются платными, для доступа к информации этих объектов. Поэтому возникает вопрос о целесообразности хранения таких информационных объектов, если к их информации невозможно будет впоследствии добраться.

Указанная позиция производителей программных средств влияет не только на отношения с архивными учреждениями, но и на организацию внедрения систем электронного документооборота в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Часто приходится слышать, что производители не прислушиваются к потребностям конкретного учреждения, а навязывают им готовые решения, подстраивая деятельность учреждений под возможности системы. На самом деле, это позволяет минимизировать затраты производителя программного средства на его внедрение, что приводит к увеличению совокупного дохода.

Что делать? Считаем, что следует пытаться совместными усилиями решать главные задачи электронного документооборота, а не навязывать особое мнение ради собственной выгоды. Архивисты уже сделали первый весомый вклад, разработав Порядок работы с электронными документами и их подготовку к передаче на архивное хранение и призывают всех к сотрудничеству. Мы понимаем, что Порядок не является совершенным.

Предлагаем всем государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям, особенно государственной формы собственности, пересмотреть взаимодействие с производителями систем электронного документооборота по внедрению этих систем с целью получения решения, отвечающего требованиям нормативно-правовой базы Украины в этой сфере. Учитывая сложную экономическую ситуацию в государстве, следует более взвешенно распорядиться предоставленными бюджетными средствами.

Метричні книги

Администратор ведомственной электронной почты Государственной архивной службы Украины

Анонсы

26-28 ноября 2018 года

В 2018 году Международный совет архивов отмечает Международный день архивов под лозунгом Ежегодной конференции архивов (ALA-ICA) «Архивы: управление, память и наследие». Место проведения: г. Яунде, Камерун. Подробнее 

05 декабря 2018 года

Состоятся девятнадцатые источниковедческие чтения «Источниковедческий потенциал информационных ресурсов архивов», посвященные 100-летию со дня рождения профессора Марка Варшавчика. Место проведения: Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (г. Киев, ул. Владимирская, 60). Информационное письмо. Анкета.

Выставки онлайн